Партия баса - чтение с листа Для начала ограничимся ансамблевыми или оркестровыми партиями (реальным «хлебом» басиста). Остальное - виртуозные линии с применением специфических техник (тэппинг, страмминг, искусственные флажолеты, тремоло) - попадается реже, в основном, все эти приемы используются в соло. Рассматривать далее будем ноты для бас-гитары или контрабаса, на котором играют приемом пиццикато. Смычковые партии - отдельная тема, здесь помимо самих нот нужно уметь читать (и играть) различные штрихи, следить за звуком, интонацией, сменой смычка. Что следует выяснить перед тем, как играть выданные ноты (если есть такая возможность): 1) Тактовый размер - обычно ставится в самом начале, но может меняться по ходу произведения. Желательно просмотреть всю пьесу и выяснить, есть ли в ней другие размеры. Основной размер в поп-музыке, роке, джазе и блюзе - 4/4, реже 3/4, 12/8, 6/8. Нечетные размеры (5/4, 7/4 и др.) встречаются, в основном, в этномузыке, фьюжне, прогрессив-роке. 2) Темп - тоже обычно пишется в начале, но, как и тактовый размер, может меняться по ходу произведения. Обозначение темпа может отсутствовать, в этом случае надо ориентироваться по ударнику, который дает отсчет в начале пьесы, или по солисту, который может сыграть вступление в ритме. Темп обычно указывается в bpm (количество ударов в минуту) или с помощью терминов на итальянском или английском языке (Allegro, Moderato, Medium Bounce, Fast Swing). Указанный темп желательно представить в уме или прослушать на метрономе, чтобы настроиться на требуемую пульсацию. 3) Ключевые знаки - по их количеству и типу (диезы или бемоли) определяется основная тональность пьесы, для этого нужно хорошо знать квартово-квинтовый круг тональностей. Чтобы точно определить тип тональности (мажор или минор), следует посмотреть в конец пьесы, там обычно стоит тоника, реже - доминанта или субдоминанта. Например, при ключе стоят три бемоля (си, ми, ля), по квартово-квинтовому кругу определяем, что это ми-бемоль мажор или параллельный до-минор, смотрим на последнюю ноту пьесы и видим «ми-бемоль», следовательно, это ми-бемоль мажор. 4) Самая низкая и самая высокая нота - с их помощью можно определить диапазон партии баса. Обычно верхняя нота находится не выше 12-го лада на струне соль (нота «соль» на третьей добавочной линейке сверху в басовом ключе). Как говорится, «дальше 12-го лада бабок нет». Знание диапазона позволит избежать судорожных скачков левой рукой и неправильно взятых нот. 5) Длительности - прежде всего, необходимо обратить внимание на пассажи с мелкими длительностями (восьмые триоли, шестнадцатые, шестнадцатые триоли, реже - тридцатьвторые), увидеть, из каких нот они состоят и спокойно настроиться на их исполнение. 6) Рельеф партии - необходимо просмотреть партию на предмет арпеджио и скачков и понять, как все это сыграть. Если рассматривать шагающий бас, то в среднетемповой партии возможны скачки на интервалы больше кварты и широкие арпеджио; в подвижном темпе басовая линия обычно более плавная, преобладает поступенное движение, если скачки есть, то они делаются чаще всего через открытые струны. 7) Динамика - в нотах могут быть обозначения громкости исполнения, например, p - это тихо, mf - умеренно громко, f - громко. Желательно соблюдать эти динамические нюансы, чтобы не выбиваться из общего звучания ансамбля. 8) Синкопы - тоже необходимо разглядеть их в нотах, особенно если они со знаком акцента, представить, как они звучат, и в нужный момент четко сыграть. 9) Концовка (кода) - «Штирлиц знал, что из разговора запоминается последнее». Необходимо просмотреть и запомнить последние 2-4 такта пьесы и в конце уверенно и точно их сыграть. Даже если в середине будут какие-то «косяки», то хорошая концовка, сыгранная четко по нотам и с нужной нюансировкой, оставит хорошее впечатление у коллег-музыкантов и у слушателей. Прояснив все эти моменты, вы существенно разгрузите себя в процессе игры, в нотах уже не будет неожиданностей, и, может быть, даже удастся получить удовольствие от музыки. Тем не менее, читать с листа придется, никуда не денешься. Здесь могу дать следующие рекомендации: 1) Смотрите вперед - играя 1-й такт, смотрите на 2-й и запоминайте его, играя 2-й такт, смотрите на 3-й, и т.д. Так вы всегда будете работать на опережение. 2) Следите за тем, что происходит вокруг - если вы вдруг потерялись в нотах, послушайте, что играют другие участники коллектива (в принципе, это надо делать все время, но по факту не всегда получается при игре незнакомых нот). Обычно перед началом следующей части, за 1-2 такта, барабанщик играет заполнение, следовательно, можно «въехать» с новой части. Можно также сориентироваться по гармонии: перед новым разделом часто звучит доминанта или оборот II-V к первому аккорду этого раздела. Если вы все-таки потерялись, ни в коем случае не останавливайтесь и не смотрите растерянно по сторонам, а продолжайте с уверенным видом играть дальше, пусть это будут «левые» ноты, но в ритме и с хорошей подачей. А потом спокойно найдитесь и продолжайте играть правильные ноты. Рассмотрим пример - Soul Bossa Nova (см. первую картинку). Пройдемся по предварительным пунктам: 1) Тактовый размер - 4/4. 2) Темп - 150 ударов в минуту (пульсация четвертями). 3) Ключевые знаки - 2 бемоля си и ми, это либо си-бемоль-мажор, либо соль-минор. Смотрим в конец и видим ноту си-бемоль, да еще и с аккордовым обозначением Bb - это однозначно си-бемоль-мажор. 4) Самая низкая и самая высокая нота - самой низкой здесь является фа большой октавы (под первой линейкой), самой высокой - си-бемоль малой октавы (над пятой линейкой). 5) Длительности - самыми мелкими здесь являются восьмые, но подряд их идет не более пяти, в основном они чередуются с более крупными длительностями (четвертями, четвертями с точкой). 6) Рельеф партии - в основном, здесь квартовые и квинтовые интервалы между нотами, в конце А-части и в В-части есть поступенное движение; самый широкий интервал - кварта через октаву (ундецима) во второй строчке Intro между си-бемоль малой октавы и фа большой октавы. 7) Динамика - вступление играется негромко, тема в А1, А2 чуть погромче, В-часть достаточно громко, при возврате в А1 - опять негромко. 8) Синкопы - во вступлении присутствует синкопированный ритм, который может поначалу показаться непростым для восприятия. Однако, если сгруппировать ноты по схеме «4х3/8+2х2/8», то все станет понятнее: во вступлении имеются четыре группы по три восьмых и две группы по две восьмых, в каждой группе играется только первая восьмая. Дальше особых синкоп нет, в основном играется ритм босса-новы (четверть с точкой - восьмая). 9) Концовка - в последнем такте играются две тонические ноты на 1-й и 4-й долях, это следует запомнить и в нужный момент спокойно сыграть. Рассмотрим ещё один пример, уже в свинговой ритмике (см. вторую картинку - партия баса на стандарт L-O-V-E в версии Натали Коул с альбома “Unforgettable - With Love”). Опять же, рассмотрим предварительные пункты: 1) Тактовый размер - 4/4. 2) Темп - 160 ударов в минуту (пульсация четвертями). 3) Ключевые знаки - фа-диез в самом начале, это либо соль-мажор, либо ми-минор. Без долгих объяснений скажу, что это соль-мажор. Но в пьесе он не единственный: в Verse 2 появляются 4 бемоля си, ми, ля и ре, они указывают на ля-бемоль мажор, и он идет до конца произведения. 4) Самая низкая и самая высокая нота - самой низкой здесь является ми большой октавы (в басовом ключе на первой добавочной линейке снизу, на инструменте открытая четвертая струна), самой высокой - ля-бемоль первой октавы (над третьей добавочной линейкой сверху, 13-й лад на первой струне). 5) Длительности - самыми мелкими здесь являются восьмые, и их здесь совсем немного. В основном, идет движение четвертями (так называемый «шагающий бас»). 6) Рельеф партии - в Intro и Verse 1 играются тоники и квинты аккордов, поэтому интервально партия построена на квартах, квинтах и октавах. Начиная с Accordion solo, партия становится более плавной, широкие интервалы попадаются только в двух местах (6-й такт во второй строчке Accordion solo и стык между 4-м и 5-м тактами в третьей строчке Verse 2), но играть их удобно, так как они исполняются через открытую струну. 7) Динамика - в нотах не указана, но мере развития пьесы идет постепенное нарастание звучности. Есть акценты на некоторых синкопах и в стоп-таймах (остановках ритм-секции, в которых звучит только солист). 8) Синкопы - есть пара синкоп на 4и, одна синкопа с 4-й доли на 1-ю следующего такта, одна синкопа на 3и плюс синкопированные последние 3 такта. 9) Концовка - следует обратить внимание на последние 3 такта, их необходимо просчитать (опять же, если есть возможность до игры), запомнить и точно сыграть. Конечно, на двух примерах всех нюансов не объяснишь, но общий подход, надеюсь, понятен. Самое главное в нашем музыкальном деле и в этой теме - постоянная практика, приобретение опыта (любого, даже отрицательного), как говорится: «Под лежачий камень вода не течет». Если есть какие-то вопросы по изложенному материалу и по чтению с листа в общем, пишите в комментариях или в личные сообщения, буду рад ответить.

Теги других блогов: музыка бас-гитара ноты контрабас